Макаров Андрей Иванович

Макаров Андрей Иванович

доктор философских наук, профессор кафедры философии Волгоградского государственного университета.

«О том, что в Волгограде планируется проведение Фестиваля изобразительного искусства «АРТ СЛОЙ», я узнал в конце августа 2014 года.

Организаторы мероприятия провели со мной переговоры об участии в фестивале Научно-образовательного Общества «Интеллектуальные среды», которое занимается организацией лекций и мастер-классов по искусству.

Когда я увидел программу, то был приятно удивлен количеством и разнообразием планируемых мероприятий. Многие люди ошибочно полагают, что арт-объекты могут сами сказать за себя. Возможно, мимолетную эмоцию они и могут вызвать одним своим видом, но эстетическое чувство возникает только из минимума осознания, из соединения эмоции и мысли. «Если это получится, - возникла у меня мысль, - то у Волгограда появится еще один хороший шанс начать движение к формированию среды общения на темы искусства (эту работу в городе уже делает Волгоградский музей изобразительных искусств им. Машкова)».

В Волгограде есть вполне профессиональные художники, скульпторы, режиссёры и актеры, т.е. есть творческое ядро. Есть несколько галерей. Но при этом нет арт-рынка: нет дилеров и нет художественной критики.

Многие люди ошибочно полагают, что арт-объекты могут «сами сказать за себя». Возможно, мимолетную эмоцию они и могут вызвать одним своим видом, но эстетическое чувство возникает только из минимума осознания, из соединения эмоции и мысли.

Сегодня публике остро не хватает именно речи экспертов об искусстве, и особенно о современном искусстве. Не хватает речи внятной, популярной и глубокой. Поэтому особенно отрадно было то, что программа фестиваля содержала много мероприятий, на которых предполагалось говорить с публикой об искусстве.

Я побывал на лекциях и мастерских своих коллег из Волгограда и Санкт-Петербурга, а также на своей лекции-беседе о современном искусстве.

Публика, сначала настороженно, а затем все более и более заинтересовано и эмоционально внимала рассказам о современном театре (Ю. Ветютнев), французской салонной живописи XIX века (Т. Животовский), картине Рене Магрита (Д. Ягудина), жанре перфоманса (А. Макаров).

Искусство художников и искусство речи экспертов растопило суровые волгоградские сердца. Когда в галерее «Трапеция» на лекции, где я говорил об авангардных поисках современных перформансистов, мне был задан неожиданный вопрос: «Как вы представляете себе Африку?», я понял, что публика приняла правила игры. Игры в странные провокативные эксперименты с формой и содержанием, которыми занято искусство ХХ века. Видимо, закаленные резко-континентальным климатом сердца волгоградцев начали таять под жарким черным солнцем супрематического квадрата Казимира Малевича.»