Грачева Светлана Михайловна

Грачева Светлана Михайловна

доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, член Союза художников России.

«В начале сентября 2014 года в Волгограде прошел Фестиваль изобразительного искусства «АРТ СЛОЙ» , организованный по инициативе кандидата юридических наук, профессора Евгения Юрьевича Маликова. Инициатива этого увлеченного и деятельного человека была поддержана Министерством культуры Волгоградской области, правительством региона и Российской академией художеств в лице её президента З.К. Церетели. В фестивале участвовали более ста художников, искусствоведов, кураторов, различных деятелей искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Костромы, Волгограда, Лондона, Берлина, Варшавы.

Одна из задач «АРТ СЛОЯ» - оживить и всколыхнуть художественную жизнь Волгограда, сделать её ярче, глубже и интересней. Впечатляла насыщенная программа Фестиваля, включавшая выставки, проходившие более чем на десяти площадках, научную конференцию, пресс-конференции и круглые столы, лекции, кинопоказы, встречи, мастер-классы. В фойе музыкально-драматического казачьего театра, расположенного в одном из уцелевших в годы войны особняков дореволюционной постройки, была размещена выставка религиозного искусства, представляющая эскизы монументальных храмовых росписей и иконопись В. Татаренко, М. Шиханова-Кублицкого, Т. Коноп. Ряд прекрасных декоративных пейзажей Венеции, выполненных Шихановым-Кублицким, демонстрировался в выставочном зале Союза художников. Здесь же были показаны произведения нескольких десятков мастеров из многих городов России и из-за рубежа.

В числе участников Фестиваля - Сергей Дождь, создатель направления ПСИ-Арт, продолжатель живописных экспериментов художников русского авангарда первой половины ХХ столетия, в частности, К. Малевича. Кстати, на Фестиваль была приглашена внучатая племянница великого художника - Ивона Малевич, трогательно читавшая стихи своего выдающегося предка на открытии. Среди других участников - живописцы А. Ветрогонский, А. Зинштейн, Ф. Волосенков. А. Ветрогонский представил экспрессивно написанные эмоциональные в колористическом отношении пейзажи города на Неве. В живописных экспрессиях Ф. Волосенкова - размышления о проблемах мироздания и о конечности Бытия («Всадники Апокалипсиса в квантовом пространстве»). Абстракции А. Зинштейна связаны с философией Города, современными проблемами урбанизма. Особым юмором, иронией и декоративной яркостью отличается живописная серия ярославской художницы - Елены Мухиной «Пляж». Декоративность свойственна и натюрмортам с цветами Н. Мухиной, чрезвычайно сочно и живо написанным. Убедительно заявил о себе своими крепкими реалистическими полотнами с элементами импрессионизма костромской живописец Андрей Захаров.

Среди выставок, проходивших в рамках Фестиваля, можно отметить стильную экспозицию, устроенную в галерее «Трапеция», основателем и куратором которой является Е.Ю. Маликов. Это одна из молодых галерей, расположенная в центре Волгограда. Интерьер её оформлен в соответствии с современными требованиями выставочной практики: от оборудования до освещения. В уютных залах галереи было организовано несколько персональных экспозиций - шелкографий Зураба Церетели, живописи Николая Романова, скульптуры Павла Шевченко и Сергея Щербакова, фотографий и живописи самого Евгения Маликова, инсталляции немецкого художника Йенса Клоппана «Verso police».

Центральное место заняли шелкографии Зураба Церетели «Листы из альбома», выполненные в период 2000-х годов. Замечательные персонажи - музыканты, танцующие пары, хитроватый игрок в карты, грустный Арлекин с лицом-маской, художник - «Пигмалион» со своей моделью, грузинский крестьянин с петухом... Все это - архетипические образы-воспоминания о прошлом, при этом тесно связанные с нашей повседневностью. З. Церетели использует приемы гротеска, иронично характеризуя своих персонажей, сострадая им, увлекаясь формой их тел и графическими линиями изображений, декоративными сочетаниями цветных пятен.

П. Шевченко, петербургский скульптор, возрождающий традиции кабинетной, интерьерной, камерной скульптуры, представил сразу несколько интересных композиций. Автор увлечен поэтикой средневековья, как бы «играя» и «забавляясь» образами-оборотнями и персонажами бестиариев (он использует даже элементы трансформации в бронзовой скульптуре). Но при этом продемонстрирована удивительно цельная скульптурная пластика, чувство объема и формы. Металл в скульптурах П. Шевченко то намеренно весом и по-особому тяжел, то вдруг приобретает кружевную легкость, прозрачность и изящество. Экспериментируя над возможностями материала, художник стремится преодолеть его физические свойства, заставляя бронзовые фигуры почти лишенные опоры, буквально «парить» в воздухе. Ощущение свободы и изящества подчеркивается сочетанием бронзы с вставками из цветного стекла, делающими скульптуру полихромной и еще более невесомой и воздушной.

Все эти мастера - абсолютно разные, но их творчество объединяют некие общие идеи. Это прежде всего, проблема преемственности традиций в культуре, взаимодействие прошлого и настоящего, экология природы и экология человеческой души. Отметим роль кураторов всех этих выставок, и в первую очередь, В. Шилова, который занимался их экспозицией и организацией.

В рамках Фестиваля проходили и лекции. Казалось бы, отмирающий в наши дни жанр - лекции по искусству - вызвал, однако, колоссальный интерес и живой отклик у зрителей и слушателей. Среди выступавших был петербургский искусствовед, преподаватель Академии художеств Т. Животовский. Его лекции, посвященные истории французской салонной живописи XIX века, насыщенные богатейшим и малознакомым широкой публике материалом, оказались очень злободневными. После них была устроена дискуссия о том, какие явления культуры (или бескультурия?) могут называться современным искусством. И только один факт вызвал грусть и искреннее сожаление у автора этих строк и моих коллег. Мы посетили коллекцию Волгоградского музея изобразительных искусств. Эта встреча была долгожданной, т.к. в этом музее хранятся тысячи выдающихся произведений крупнейших русских художников - от портретов XVIII века до современных гравюр и картин. Жемчужиной коллекции является «музей в музее» - великолепное собрание графики и живописи мэтра русского авангарда И. Машкова. К сожалению, этот великолепный музей расположен в здании, совершенно непригодном для учреждений такого уровня (это первый этаж жилого дома). Таким образом, он лишен возможности достойно экспонировать свои шедевры! Это печально и наводит на самые грустные размышления о судьбах отечественной культуры в год, провозглашенный годом этой самой Культуры. Думается, что ни одна мало-мальски цивилизованная страна не могла бы себе позволить так обходиться с шедеврами первой величины. Хочется надеяться, что Правительство Волгоградской области сумеет решить эту наболевшую проблему.

И все-таки, подчеркнем, что в Волгограде произошло выдающееся событие. И остается только пожелать, чтобы Фестиваль искусств стал регулярным, чтобы он помог привлечь более пристальное внимание к проблемам искусства и культуры, чтобы власти города и области оценили, какими удивительными богатствами располагает их край!